Взаимодействие НКО и учреждений социального обслуживания в решении социально-значимых задач

Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) в настоящее время выступают в качестве основного партнера органов государственной власти и органов местного самоуправления в решении стоящих перед обществом проблем. Являясь формой самоорганизации граждан, для реализации своих интересов и целей способны не только решать ряд актуальных для общества проблем, но и создавать систему социальной взаимопомощи.

В Калачинском районе Омской области осуществляют деятельность пять некоммерческих социально ориентированных организаций, с которыми бюджетное учреждение Омской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Калачинского района» (КЦСОН) осуществляет и целенаправленно развивает партнёрские отношения.

Это, в первую очередь, информирование членов общественных организаций по вопросам социального обслуживания; совместное проведение мероприятий по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;многоплановая работа по социокультурной реабилитации граждан с инвалидностью и содействие повышению качества жизни представителей старшего поколения; организация и проведение благотворительных акций в помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и многие другие направления деятельности.

Отдельная тема по взаимодействию с некоммерческими организациями – это проектная деятельность. Начиная с 2014 года, комплексный центр сотрудничает по проектной деятельности с Калачинской местной организацией «Всероссийское общество инвалидов». Это направление позволяет расширить реабилитационное пространство, привлекая дополнительные денежные средства.

Результатом совместной командной работы стали два проекта. «Повышение качества жизни инвалидов методами физической и психологической реабилитации» – так назывался проект 2014-2015 года.

За счет средств субсидии, полученной по итогам данного проекта, был создан оснащенный современными тренажерами и механоаппаратами зал лечебной физкультуры, позволивший реализовывать новые модели и механизмы социальной реабилитации.

Кроме того, в рамках проекта были приобретены палки для организации занятий по скандинавской ходьбе. Инновационная технология «Скандинавская ходьба» заинтересовала специалистов КЦСОН в первую очередь как совершенно самостоятельный   вид физической активности, обладающий неоспоримыми преимуществами. Таким преимуществом является достаточная эффективность технологии в сравнении с такими видами физических занятий, как спортивная ходьба, бег, аэробная нагрузка. Так, например, скандинавская ходьба не имеет таких недостатков, как нагрузка на колени и суставы. Занятия проводятся с августа 2014 года по настоящее время под руководством инструктора лечебной физической культуры, прошедшего специальную подготовку и имеющего соответствующий сертификат.

Технология по обучению скандинавской ходьбе в рамках проекта описана в энциклопедии социальных практик для граждан с инвалидностью, изданной издательско-торговой корпорацией «Дашков и К» под редакцией профессора Холостовой в 2015 году.

Проект вызвал интерес и поддержку на форуме социальных инноваций регионов, который проходил в Омске в июне 2015 года.

«Единый информационный день «Ярмарка социальных услуг» — так назывался второй социальный проект 2015 года, призванный обеспечить широкий доступ граждан с ограниченными возможностями для получения полной информации по социально значимым вопросам. Охват участников мероприятия составил 450 человек.

В чём состоит актуальность данного проекта?

Существует огромная масса информации, дающей возможность заинтересованным лицам решать свои проблемы. Она распространяется в форме буклетов, листовок, роликов на телевидении. Однако разбросанность информации, большое количество носителей и огромные объемы практически не позволяют большинству населения воспользоваться ею.

Для организаций, оказывающих социальные услуги, информационная деятельность является важным звеном взаимодействия с населением, в том числе и с инвалидами как получателями социальных услуг.

Информирование, в первую очередь, осуществляется через средства массовой информации, которые представлены районной газетой, телестудией, новостными сайтами Министерства труда и социального развития Омской области, Калачинского муниципального района, учреждения.

Несмотря на достаточно активную информационную деятельность, анализ данных, полученных в ходе анкетирования инвалидов по вопросам качества предоставления социальных услуг, фиксировал, что жители Калачинского района недостаточно информированы о полном спектре услуг, направленных на их социальную реабилитацию.

Полученные данные привели к идее организации и проведения единого информационного дня, что и послужило отправной точкой для разработки социально значимого проекта «Единый информационный день «Ярмарка социальных услуг».

Единый информационный день был запланирован как масштабное мероприятие, предполагающее взаимодействие организаций, оказывающих социальные услуги, и инвалидов района, как состоящих в общественных некоммерческих объединениях инвалидов, так и неорганизованных.

Для проведения мероприятия такого уровня необходимы определенные ресурсы, которыми местная организация инвалидов не располагала, поэтому за партнёрской поддержкой общественная организация обратилась в комплексный центр социального обслуживания, располагающий необходимыми материальными ресурсами, инфраструктурой и, что самое главное, кадровым потенциалом.

В целях подготовки и дальнейшей реализации проекта «Единый информационный день «Ярмарка социальных услуг» сложились идеальные партнёрские отношения, где специалисты обеих организаций выступили единой командой, решающей задачи на всех этапах проекта: от его написания, составления необходимой документации и отчётности до организации и проведения самого мероприятия.

Разработанный проект получил поддержку областного правительства, и на его реализацию была выделена субсидия.

Выделенные средства были использованы для приобретения необходимого оборудования, изготовления информационных материалов, оформления мероприятия.

Для успешной реализации проекта была проведена работа с участниками проекта — организациями, оказывающими услуги социально-незащищенным слоям населения, определена степень значения каждого учреждения. Стоит отметить, что в проведении единого информационного дня приняли участие не только заявленные в проекте организации-партнеры, но и коммерческие структуры, оказывающие услуги населению: банки, аптеки, частные предприниматели.

Проект удался. Он стал в районе значимым событием, о чём можно судить по количеству публикаций в средствах массовой информации, по положительным отзывам, как партнёров, так и жителей Калачинска, а также по показателям результативности, заложенным в самом проекте. По результатам реализации проекта отмечено повышение уровня информированности инвалидов по всему спектру социальных услуг, предоставляемому учреждениями социальной сферы Калачинского  района; 90% участников ярмарки по итогам обратной связи удовлетворены посещением ярмарки, что больше запланированного результата на 35%.

В рамках реализации проекта было систематизировано взаимодействие общественных некоммерческих организаций и государственных структур на всех уровнях в решении социально-значимых проблем района.

На заседании «Круглого стола» администрацией Калачинского муниципального района, депутатами районного совета депутатов, представителями общественности, было предложено проводить единый информационный день ежегодно.

Проект в очередной раз показал действенность взаимодействия НКО и государственных учреждений в решении социально-значимых задач, а это, само по себе, уже – результат.

Поэтому ключевая цель 2016 года – максимизация использования потенциала Калачинского комплексного центра социального обслуживания населения и некоммерческих общественных организаций для решения социальных задач.

Е.Л. Филатова, аналитик административной службы БУ «КЦСОН Калачинского района»

(122)

Комментирование запрещено